На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сказочная Карелия

30 442 подписчика

Предтеченский скит( во имя св.Иоанна предтечи) Валаамский архипелаг

Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским (Серничан), может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки.

В 1855г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя Св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVIIв., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.

В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А. М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским 

Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским (Серничан), может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки.

В 1855г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя Св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVIIв., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.

В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А. М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860г. о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале "пещерный" зимний храм во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов.

В подражание великому постнику Св. Иоанну Предтечи этот скит был "овеян духом древнего сурового подвижничества" и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.

В настоящее время мало, что уцелело из более чем десяти домиков скитян. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый - схимонах Иоанн (Родионов, 1810+1894). С 1840 г. он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь - "казалось, что изображение святого чудесным образом сошло с церковной стены и стоит, облеченное в плоть". У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром - место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом - две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (+75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме - он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию - "ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители". Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником - схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифоново- Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно изданная его книга - "Письма валаамского старца" - один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.

В разоренном, в том числе вследствие неудачной реставрации скиту первоначальный облик имеет разве что природа, описанная в 1880 г. беллетристом В.И. Немировичем-Данченко: "Вышли из пустыньки. Вдруг леса и скалы, до сих пор заставлявшие даль, раздвинулись. Обрыв вниз. Пред нами безбрежный простор Ладоги. Ели шумят далеко внизу, маленькими кажутся с этой высоты. Над обрывом крест, тесанный из валаамского гранита. Налево - залив, гавань, куда бегут корабли отстаиваться от бурь. Вот внизу, неведомо как прицепившись к отвесу, держится громадная сосна. Лес шумит у вас под ногами, вода бьется в берега и, точно серебряная нить, окаймила их едва заметная отсюда пена прибоя. Удивительное спокойствие веяло на душу. И не одно спокойствие - горе забылось, прощалось всем, примирение казалось так легко..." До сих пор гранитный крест над обрывом провожает суда. В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава.

Закат над Предтеченским островом

Фото Иеромонах Савватий

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх