Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в первых числах июня должен был представить в Верховной раде программу действий правительства. Этот исторический документ на восьми с небольшим страничках он многократно нахваливал в апреле-мае. Но произошло нечто странное. Шмыгаль в выступлении перед Радой рассказывал о титанических усилиях его правительства в деле борьбы с пандемией коронавируса и о грандиозных успехах в этой борьбе.
Сделал упор на презентованную правительством на днях программу "Стимулирование экономики для преодоления последствий коронавируса" (далее — программа стимулирования). После чего попросил так и не представленную программу действий правительства отправить на доработку.Вышло, что с многочисленными претензиями в адрес базовой программы правительства, которая выглядит как дешевая индульгенция, ведь ее утверждение давало бы правительству Шмыгаля годичный иммунитет от отставки, премьер как бы согласился. А вот программу стимулирования охарактеризовал как разработанную "правительственными аналитиками и лучшими экспертными центрами".
Раз этот прекрасный документ был разработан "лучшими из лучших", то стоит того, чтобы быть изученным.
По итогам его изучения напрашивается несколько выводов. Речь по большей части идет не о программе, а об очередных "веселых картинках" (за исключением энергетического блока). "Лучшие из лучших" умеют сносно пользоваться PowerPoint или подобной программой. Целей вне сферы энергетики, нарисованных в "веселых картинках", достигать никто не планирует, ибо они противоречат чуть ранее одобренному тем же правительством Шмыгаля проекту меморандума с МВФ и никак не подкреплены материально. Практический смысл программы заключается в ее энергетическом блоке, который направлен на снижение издержек украинских и транснациональных игроков на энергорынке и перекладывании их на украинского бытового потребителя.
Новых приоритетов в работе правительства, появившихся в связи с коронавирусом, в программе стимулирования определено три:
—борьба с пандемией;
—обеспечение эффективной поддержки малого и среднего бизнеса;
—стимулирование развития промышленности.
Для выхода экономики из кризиса решающее значение имеет, конечно же, последний.
Украинская промышленность, даже в своем нынешнем жалком состоянии, обеспечивает 23% рабочих мест, 31% добавленной стоимости, 31% налогов и 58% экспортной выручки.
Первым пунктом плана развития промышленности в программе стимулирования обозначена защита украинских товаров, работ, услуг от их импортных аналогов. В принципе логично. Даже если взять сферу публичных закупок (то есть закупок за счет бюджета или контролируемых государством предприятий), то из 800 миллиардов гривен в год порядка 650 миллиардов уходит иностранцам. Такой "открытости" в использовании, по сути, государственных денег, пожалуй, нет ни в одной стране мира. Но вот предлагаемые меры для достижения этой цели выглядят смехотворно: антидемпинг, использование механизмов ВТО и тому подобное. Все это практикуется и сегодня. Но в рамках целой системы кабальных договоров, заключенных Украиной (от условий вступления в ВТО до зон свободной торговли не только с ЕС, но и с кем ни попадя), да еще и находясь под управлением МВФ, действенных механизмов страна использовать просто не может.
Второй пункт подразумевает секторальное стимулирование.
По данным авторов, в 1990 году доля украинской промышленности (включая строительство) в ВВП достигала 55%, существенно превышая аналогичные доли в России, Чехии, Румынии и Польше. Сегодняшние 23% — это наименьший показатель среди упомянутых пяти стран. Добавленная стоимость в украинской промышленности на одного работника в четыре с половиной — семь раз ниже, чем в сравниваемых четырех странах. При этом Украина является единственной страной, у которой производительность труда в промышленности по сравнению с 1990 годом даже снизилась — причем почти вдвое!