Стирание из исторической памяти деяний гитлеровских нацистов приводит к искажению восприятия Второй мировой войны. В результате Россия каждый год вносит в Генассамблею ООН резолюцию об осуждении героизации подразделений СС в государствах Прибалтики, и большинство стран ЕС не поддерживает принятие этого документа.
Феномен избирательной памяти стран Европы обсудили в Москве на семинаре «Нацистская истребительная политика: память через десятилетия» в Государственном академическом университете гуманитарных наук (ГАУГН).
Тема трагедии Великой отечественной войны в России всегда была очень болезненной для обсуждения, поскольку за ней стоит осознание гигантских потерь, которые понесли народы СССР и Восточной Европы, отметил ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов, открывая семинар.
«В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в войне, и, конечно, на весенние месяцы запланировано большое количество памятных мероприятий. В то же время немалое число современных российских студентов не понимает, почему та победа была именно Великой. В обывательском представлении войны были всегда, но Великая Отечественная война выбивается из ставших привычными исторических параллелей», — отметил ректор ГАУГН.
Он подчеркнул, что Великая Отечественная война стала первой войной, когда противостояние шло не за порабощение населения проигравшей стороны и требования выплат контрибуций, а за его тотальное уничтожение.
Фомин-Нилов напомнил, что население всего Советского Союза в 1939 году составляло 170 млн человек, а замучено и заморено голодом 18 млн человек не воевавшего на передовой мирного населения. Таким образом, погиб практически каждый десятый гражданский, что дает представление о масштабе того ужаса, который принесло на территорию Советского Союза немецкое вторжение.
Научный руководитель Центра изучения Израиля и диаспоры, социолог Алек Эпштейн продолжил тему, напомнив, что семинар в Москве проходит параллельно с памятными мероприятиями в Иерусалиме, организованными Фондом Холокоста, где в четверг, 23 января, первым спикером после израильского президента заявлен президент России Владимир Путин. Эпштейн напомнил, что это будет уже третий визит главы российского государства за все время существования Израиля и третий же визит непосредственно Путина.
Эксперт коснулся темы освобождения лагерей смерти, действовавших на территории Польши.
«Когда ты думаешь, что все еврейское население Венгрии — 600 тысяч человек — было уведено на верную гибель в Освенцим в 1944 году, практически год спустя после перелома в войне, то волосы на голове встают дыбом. Это именно тот урок, который мы должны помнить, когда говорим "никогда больше", "подразумевая никогда больше не допустим равнодушия"», — сказал израильский эксперт.
Другой тревожной темой, считает Эпштейн, является отношение к событиям Второй мировой войны в современной Европе.
Социолог отметил, что обвинять гитлеризм достаточно легко, поскольку в настоящее время на его защиту никто вставать не собирается. Тревожным является то, что забываются многие важные предвоенные события, сказал ученый.
Он напомнил, как в мае 1939-го года судно «Сент-Луис» с 930 еврейскими беженцами из Германии достигло берегов США в надежде найти там защиту от погромов и притеснений нацистов. Однако президент Франклин Делано Рузвельт не разрешил кому-либо из беженцев ступить на американский берег, и плавание завершилось возвращением в порт Гамбурга. Тот рейс получил название «плавания обреченных», поскольку все эти люди впоследствии погибли.
«Когда завтра на мероприятиях памяти жертв Холокоста вице-президент США Майк Пенс будет рассказывать о вкладе Америки в борьбу с нацизмом, ленд-лизе и помощи СССР — все это будет правдиво. Однако неплохо бы спросить у него, почему огромная богатая страна продемонстрировала тотальное равнодушие, не разрешив никому из европейских евреев спастись на ее территории», — резюмировал Эпштейн.
Директор Фонда «Историческая память» Александр Дюков рассказал, что, помимо участия в форуме памяти жертв Холокоста, Владимир Путин откроет в столице Израиля памятник жертвам блокады Ленинграда. Он напомнил, что день памяти жертв Холокоста и день прорыва блокады Ленинграда отмечаются в одно и то же число — 27 января.
Историк назвал некорректными попытки разъединить трагедии Холокоста и блокады Ленинграда «по разным квартирам».
Дюков обратил внимание, что политика тотального уничтожения евреев и мор голодом жителей Ленинграда являются вне независимости от национальности общей бедой и явлением одного порядка государственной политики нацистской Германии.
Он объяснил, что в рамках программы расширения жизненного пространства предполагалось уничтожение максимального числа проживающих в СССР граждан, будь то восточные славяне, евреи или цыгане.
«Историки приходят к пониманию, что уничтожение евреев по национальному признаку является уникальным по своей жестокости примером расовой ненависти. Однако оставаясь уникальным, оно представляет собой часть общей политики по уничтожению "низших” рас и общую трагедию для народов. Именно поэтому, мне кажется, открытие памятника в Иерусалиме жертвам блокады будет важным шагом на пути осознания этого», — добавил Дюков.
Заместитель ректора Московской духовной академии протоиерей Александр Абрамов обратил внимание на политический подтекст современной полемики вокруг трагедии Холокоста. Священнослужитель напомнил, что на протяжении ряда лет выполнял дипломатические функции РПЦ при постпредстве России в ООН.
«На протяжении последних 15 лет Россия вносит на утверждение в Генассамблею Организации резолюцию об осуждении героизации ваффен СС в государствах Прибалтики. Хотя резолюция не носит юридически обязывающего статуса, но имеет серьезное этическое значение. Поразительно, но значительная часть Евросоюза, казалось бы, связанная единой историей, не голосует за принятие этого документа. Так же, как и США и, что совсем непонятно, Израиль. Он не голосует против, но и не голосует за», — удивился протоиерей.
Священнослужитель рассказал о знакомстве с президентом влиятельной еврейской организации в США, раввином Артуром Шнайдером, проиллюстрировав различное отношение к вкладу СССР в борьбу с Холокостом в самих Соединенных Штатах.
«Последовательный советник по вопросам религиозных свобод всех американских президентов, начиная с Джорджа Буша-старшего, раввин Шнайдер каждый год приходил в дипмиссию России в Нью-Йорке 23 февраля с поздравлениями в адрес Красной Армии. Раввин рассказывал о том, что его мать и его самого освободили из будапештского гетто именно советские солдаты. Я спрашивал его: почему же вы приходите один? — на что он мне отвечал, что его посещения считаются политическим актом и особо не приветствуются окружением», — рассказал протоиерей Александр Абрамов.
Когда тема героизации ваффен СС и шествий нацистских легионеров приобрела в Прибалтике совсем уж непристойный вид, пришлось посетить несколько влиятельных еврейских организаций, чтобы вместе сделать заявление и привлечь внимание к этой проблеме, продолжает священнослужитель.
Согласия на совместные акции также не были получены, добавил он.
«В то время, когда мы призываем считать трагедию последствий Второй мировой войны общей болью, все отчетливее мы видим желание приватизировать эту самую трагедию. Я считаю, что в обсуждении последствий нацизма нам все время недостает решительности отбросить политкорректность, чтобы назвать вещи своими именами. Мы все время боимся обидеть кого-либо, что в итоге и приводит к искажению истории в угоду частным интересам», — подчеркнул протоиерей.